суббота, 1 июня 2013 г.

Географический термин “Индия”

Индия — это географический термин. Называть ее нацией — все равно, что называть нацией экватор.

- Черчилль




Привычные мерки геополитического или макроэкономического анализа оказываются бесполезными, когда речь заходит о таком государстве, как Индия. Вся многовековая история этого территориального образования противоречит конъюнктуре того или иного исторического периода. Сегодня эта особенность проявляется столь же отчетливо, являясь лейтмотивом государственной политики и экономической структуры индийского общества.
Карта Индии


«Особенная стать» по-индийски как исторический факт


Начавшись в полном соответствии с «канонами», история государственности Индостана быстро приобрела уникальные особенности, послужившие фундаментом «неправильной» цивилизации, которую сегодня можно по праву назвать «белой вороной» мирового сообщества. Итак, в Х-V вв до н.э. на территории сегодняшних Индии и Пакистана сформировались сначала города-государства, а позднее – 16 царств, известных как Махаджанапады. Эти образования имели более-менее схожее государственное устройство, экономику и религию, что полностью соответствовало параметрам развития человеческого общества на той или иной территории в тот исторический период. Однако затем произошли события, которое заложило основы той Индии, которую мы знаем сегодня. Этими событиями стали персидское и греческое вторжения под предводительством, соответственно, Дария I и Александра Македонского. Однако местное общество, имея уровень развития, сопоставимый с завоевателями, не изменилось в соответствии с их стандартами, а образовало новую, смешанную культуру, названную впоследствии греко-буддийской. Эта особенность народов, населяющих Индостан, и сегодня образующих индийское общество, красной лентой протянулась через все исторические периоды и события – будь то период правления греческих царей, исламских султанатов или Империи Великих Моголов – каждая новая эпоха, являя собой внешнее воздействие, трансформировала общество, изменяясь и сама, образуя в результате не симбиоз – когда взаимодействующие организмы все-таки являются чужеродными, а ассимилируясь, становясь частью местной культуры, которая таким образом получала дополнительное развитие, приобретая все больший иммунитет к чужому влиянию.


Второй фундаментальной основой уникальности Индии является, без сомнения, её религия. С точки зрения геополитики интересен тот факт, что особенностью основных религий является сосредоточение каждого верующего на развитии каждой личности, её кармы, при полном отсутствии предпосылок к агрессивному распространению и насильственному навязыванию своих убеждений, тогда как для остальных основных мировых религий свойственно измерять свою значимость количеством обращенных в веру. Возможно, одной из причин таких убеждений стали постоянные поражения в военных конфликтах сопровождающиеся оккупацией, сформировавшие своего рода защитный барьер, позволявший не только сохранять индийскую культуру, но и с успехом «растворять» в ней пришельцев.


Резюмируя – к моменту начала британской колонизации, на Индостане сформировалась этноцентрическая цивилизация, обладающая иммунитетом к принудительной трансформации, и сосредоточенная на внутреннем развитии себя через развитие каждого члена общества.


Британская колония или «всем спасибо, все свободны»


По сути, период британского правления как историческая эпоха в индийской истории, стал причиной объединения множества малых полуфеодальных формирований, существовавших на Индостане. Что, безусловно, явилось положительным моментом с точки зрения формирования сильного государства, которое сегодня занимает одно из наиболее значимых мест в мире. Действуя по принципу «разделяй и властвуй», используя внутренние социальные, религиозные и феодальные конфликты, британцы обнажили эти проблемы индийского общества, мешавшие до сих пор объединению. И, как ответ на эти проблемы, а заодно и на власть британской короны, в 1915 году Махатма Ганди возглавил индийское национально-освободительное движение и призвал к единству мусульман и индуистов, составлявших на тот момент основную «трещину» индийского общества, на которой основывалось британское господство. Собственно, получив от англичан, как и ранее от других завоевателей все, что ей было полезно – объединение, а также вскрытие и искоренение основных конфликтов в обществе – индийская цивилизация избавилась от пришельцев. Однако – и это явилось новой, третьей особенностью, избавление произошло не через ассимиляцию, как это было ранее, а через отторжение чужеродной культуры. Объединенная Индия почувствовала в себе силы не только растворять в себе чужие культуры, но и избавляться от них полностью при необходимости.


Индия сегодня – «вещь в себе» или новый центр мирового порядка


После обретения независимости, Индия продолжает жить, как и столетия до этого, концентрируясь на внутреннем развитии. Порой складывается впечатление, что происходящие в мире события находятся для индусов в иной реальности, не имеющей ничего общего с их собственной. Глобализация? Нет, не слышали – объем внешней торговли составляет всего 299,9 млрд. долларов при ВВП 1,236 трлн долларов (2009), а ВВП по паритету покупательской способности – вообще 3,526 трлн. Войны за ресурсы, по религиозным мотивам? Забудьте.


Индия – это тихая гавань в мировом шторме. Ориентированная на внутренний рынок экономика, не зависящая от глобальных кризисов. Множество мирно сосуществующих религий и национальностей – провинция Кашмир, конечно, доставляет определенные неудобства – но не более того, основ государственности тамошний конфликт подорвать не в состоянии.


Благожелательное отношение к соседям – при всей воинственности Пакистана, все четыре вооруженных конфликта больше напоминают утихомиривание добродушным силачом драчливого подростка, а то, что СМИ преподносят как «территориальный спор» с Китаем – больше относится ко внутриполитическим играм самого Китая нежели к реальному противостоянию двух держав.


Будучи верна своей философии, Индия сегодня – открытое для сотрудничества общество, впитывающее все, что могут дать чужаки. Более того, существует своеобразный «фильтр», отсеивающий возможную сиюминутную выгоду в ущерб стратегическим интересам. Характерный пример – отказ в пользу России от контрактов на поставку вооружений Украине и ряду стран бывшего Варшавского договора, несмотря на откровенно демпинговые цены, предлагаемые последними. Одновременно с этим, Индия приобретает вооружение и у США, не желая попадать в зависимость от любого партнера.


Однако одновременно с сосредоточением на саморазвитии и невмешательстве в международную политику, постепенно Индия осознает, что позиция «моя хата с краю» уже не гарантирует полного суверенитета в современном мире. Возможность превращения Индии в великую мировую державу впервые обозначил в сентябре 1954 года Джавахарлал Неру. Начиная с того времени, внешняя политика государства направлена на активное участие в международных организациях. По ее инициативе была создана, в частности, Ассоциация регионального сотрудничества прибрежных государств Индийского океана. Индийская диаспора в США является одной из самых богатых общин среди иммигрантов – в частности, им принадлежит большая часть предприятий известной Силиконовой долины. Мощный экономический потенциал – сегодня Индия занимает 4 место в мире по уровню ВВП по ППС, её население составляет 17% от общемирового, страна обладает ядерным оружием и космическими технологиями, сочетаясь с участием в международной политике, не может оставаться незамеченным, и не иметь противников. Так, до сих пор Индии не удается войти в Совет безопасности ООН; конфликт с Пакистаном, как и беспокойная провинция Кашмир – следствия активного участия США и их союзников.


Тем не менее, Индия со временем имеет все шансы превратиться в центр формирования новой мировой идеологии, в первую очередь, заключающейся в равных правах народов на самоопределение своего пути развития и абсолютном невмешательстве во внутренние дела любого государства. Для отстаивания этих идей сегодня формируется фундамент – экономический, военный и политический. Однако, причиной таких решений и поступков, как и сотни лет назад, является попытка ассимиляции, теперь уже на уровне мирового сообщества. Разница лишь в том, что наученные горьким опытом, индийцы предвосхитили появление чужаков на своей земле и предлагают миру взаимовыгодное сотрудничество без оккупации, военной или экономической.




Интересное пиши сюда - (14) (4-нет) (wwikktorr@gmail.com) :)


*Ферзь – это особые материалы, написанные специально для Телеграфиста в рамках проекта “Ферзь”. Проект направлен на осмысление теории всего происходящего с сухой точки зрения геополитики без процессов глобального управления. Кроме этого “Ферзь” публикует материалы по истории и макроэкономике.

Комментариев нет:

Отправить комментарий